Композиции невозможно научиться, пока не научишься замечать в жизни интересное и замечательное, понимать красоту природы. Работа над образом связана с мыслительной деятельностью человека. И темы картин, и художественное воображение появляются в результате глубокого знания жизни. Только оно может подсказать и замысел, и то, как надо строить композицию картины: какие надо брать контрасты света и цвета, в каком ритме располагать фигуры и т.д. Компоновать картину, не имея замысла, — все равно что пытаться произнести речь, не зная о чем говорить. Если темы и сюжеты композиций художники сочиняют не на основании глубокого знания жизни, картины выглядят неубедительными, персонажи лишены психологических характеристик, индивидуальных качеств. Композиция строится шаблонно, на основе ранее виденных картин, люди изображаются приблизительно, например часто встречается один и тот же "волевой и энергичный" молодой человек: нахмурены брови, взор направлен неопределённо вдаль, скулы напряжены, нижняя челюсть выдвинута вперед, грудь колесом. Этот штамп в изображении героя наших дней — результат отсутствия запаса жизненных наблюдений и опыта.